Игровая этика в мире волшебства

Данный текст является набором рекомендаций, направленных на создание пространства игры, соответствующего духу волшебного мира. Конечно, вы не обязаны следовать ему, тем более дословно — но мы считаем, что учтение таких рекомендаций при создании образа повлияет на игру только лучшим образом.

— С уважением, мастерская группа

 

Этот текст во многом состоит из банальностей. Наверняка все, что вы прочтете ниже вам уже давно известно или интуитивно понятно. Тем не менее, эта информация должна прозвучать — в качестве спасительного круга, или жесткого ликбеза — выбирайте сами. Хрупкий мир нашей общей игры и сложный вопрос взаимопонимания между всеми, кто в ней участвует, зависит от единого взгляда на вещи. И одинаковый взгляд на этику происходящего позволит сделать игру красивой и комфортной для всех.

Грубо можно поделить нижесказанное на две части. Первая — о визуальной этике, вторая — о этике поведения. Стоит отметить, что во многом разницы между внешним и внутренним нет никакой, и часть из вас догадывается об этом. Но для простоты начнем с части, которая воспринимается всеми как “визуальная”.

Мы пришли играть в сложный и прекрасный мир. Этот мир состоит из множества маленьких, порой незаметных деталей, но каждая из них призвана делать нашу сказку — сказкой. Настоящей, проработанной до мелочей, глубокой и живой. Волшебство на РИ именно так и создается — игроками для других игроков. Чтобы наслаждаться историей, где все происходит “как бы на самом деле”, нужно привнести элемент “всамделишности” во все, что вы говорите или делаете.

Не бойтесь перестараться в стремлении подарить что-то этому миру — он отплатит вам сторицей. В сеттинге игр по миру “Гарри Поттера”  не существует понятий “слишком много антуража” или “слишком вжиться в роль” — он уже подразумевает замороченность. Чрезмерность. Гротескное отражение привычного. Не бойтесь быть ярким или “слишком волшебным” даже если ваш персонаж из симлексов. Действуйте как маг, выглядите, как маг. Если при беглом взгляде на вас другие думают не о способах использования драконьей крови, а о досадном повышении тарифов на электроэнергию — вам никогда не стать частью Большой Истории.

Вот только она от такого лишения не пострадает. Пострадаете только вы.

Волшебной палочки не достаточно.

Несомненно, волшебная палочка это первейший компонент, отличающий волшебника от простого человека. У нас на игре (насколько известно авторам) нет симплексов (магглов) или сквибов. Поэтому по вашему внешнему виду сразу будет понятно, насколько вы магичны.) Поверьте, магия притягивает другую магию, как всегда подобное притягивало подобное. Ваша школьная мантия, ваш старый свитер с планетами, ваш элегантный двубортный сюртук 19-го века или потрепанные вязанные перчатки без пальцев, такие древние, что кажется вот-вот рассыпятся в пыль — абсолютно не важно, что вы носите. Важны ровно две вещи: а) насколько ваш облик отражает внутренний мир вашего персонажа, б) насколько эта вещь волшебна. Правильный ответ на первый вопрос — “целиком и полностью”. Ответ на второй вопрос вы должны дать сами. Посмотрите на одежду/аксессуары критически — насколько они атмосферны? Что они покажут миру, да и вообще покажут ли? Если сложно, или не до конца понятен уровень ответственности, сделайте следующее. Встаньте перед зеркалом в своем “игровом обличьи”. Если вы похожи на парня-что-стащил-волшебную-палочку-у-племянника-того-старого-сквиба-что-сам-ее-стащил-а-так-вы-просто-работаете-в-видеопрокате-и-смотрели-там-фильмы-про-волшебников — то увы, нет. Этому миру и этой Большой Истории не по пути с тобой, маленький обычный человек.

Если резюмировать вышесказанное, вывод прозвучит примерно так:

Хочешь быть волшебником — учись принимать ответственность. Хотя бы за свой внешний вид. Игра в волшебство похожа на предприятие, где каждый выкладывается на полную, делая свою часть работы — все для того, чтобы сработал единый механизм. Вы должны осознавать, что рядом с вашими трениками и футболками “КиШ” магия умирает, заодно унося с собой за Sagum старания других игроков, и портя им погружение в историю.

Я смотрел фильмы про Гарри Поттера, и там школьники ходили в джинсах и толстовках.

Интерес к творческому видению Альфонсо Куарона не должен мешать вам осознавать простую истину: это не Хогвартс. Не школа для ребят от 11 лет, не “британские ценности”, не страна на пороге гражданской войны, словом НЕ все те вещи, что мы любим (или ненавидим) в Гарри Поттере. Это — восток старушки-Европы, целый сплав национальностей и культур на сравнительно небольшой территории, а также это элитарный ВУЗ для магов, с историей полной величия и больших свершений. Общая тетрадка в клеточку с изображением BMV. Не правда ли, звучит немного неуместно?

Это не значит, что нужно удариться в фанатизм и начать отрицать все, связанное с неволшебным миром. Например: Барти Крауч Старший из Гарри Поттера носил строгий, абсолютно маггловский черный костюм клерка. Потому что автор задумал мистера Крауча сухим, бюрократичным и черствым законником, ставящим карьерные успехи выше родственных чувств. И его костюм, как будто начисто лишенный “хаотичной” энергетики волшебства это подчеркивает. Это — фишка мистера Крауча.

Матьяш Хуньяди, преподаватель чар Университета Магии Дурмштранг, носит джинсы. Джинсы выступают атрибутом внутренней свободы персонажа, либеральных взглядов и склонности к бунтарству; пан Матьяш успешно формирует мнение о себе с помощью всего одного (!) элемента одежды. Но джинсы — фишка пана Матьяша. Так как игрок декларировал этот элемент как НЕОБЫЧНЫЙ для мира, но приемлемый для себя, другие игроки должны догадаться, что им самим одевать данный предмет одежды уже не стоит.

Не воруйте чужие фишки. У вас достаточно интеллекта и воображения для того, чтобы придумать свои. А ваши персонажи достаточно сильны и важны для мира, чтобы не сливаться с общей массой и подарить этому миру свою яркую индивидуальность.

Как на счет перейти к практике?

Вы осознали, во что вляпались. Что дальше?

Расслабиться, и осознать что в вопросе волшебного внешнего вида нет ничего неподъемного.) Выбор костюма — это дело исключительно ваших предпочтений и вкусов.

Классический вариант для студентов, что предпочитают не заморачиваться — обратить внимание на одежду учащихся закрытых европейских школ прошлого века. Даже после занятий, имея право на “свободную форму одежды”, парни и девушки выбирали неброские стильные наряды — брюки, джемперы, вязаные жилеты, юбки ниже колена, блузы (хороши варианты моды 50х-60х годов), из обуви — ботинки или сапоги на невысоком каблуке. Все эти вещи с легкостью можно приобрести на барахолках, комиссионных сайтах или в онлайн-магазинах, как в новом, так и изрядно винтажном виде. А некоторые даже найти на рынке — сейчас производители массово штампуют копии старых моделей одежды, особенно женской. Важно только следить, чтобы в выбранной блузке/юбке/жакете явно не присутствовали характерные признаки симплексной моды и технологий, типа люрекса.

Классический вариант для преподавателей и студентов поупрямей — костюм как часть образа персонажа. Волшебники вообще странны и это воплощается в их внешнем виде. Здесь каждая деталь на своем месте и не спроста, а каждый образ — отдельная история.

Примеры

В экранизации «Гарри Поттера» у загадочного и весьма закрытого персонажа Северуса Снейпа на миллион пуговиц застёгнут не только пиджак, но и рукава, и даже нижняя часть штанин:

 

Амбридж приторна и буржуазна (внешние черты персонажа, которые оттеняют садизм). Эти черты переданы в костюме — все розовое и много пушистого, вязанного.

Цепкость Риты Скитер отражена в ярком, остром маникюре.

Ремус Люпин беден и носит заштопанную, поношенную мантию. Следы его проклятия — шрамы.

  

А как могут отразиться в костюме вашего персонажа его характер, странности, привычки и увлечения? Как показать занудство, рассеянность, любовь к роскоши, эгоцентризм?

На ролевых играх авторы этого текста в свое время вот так воплотили:

  • Образ забывчивой библиотекарши, которая записывает мысли на всем: на платье и даже на кружке

 

  • Молодого человека, желающего подчеркнуть пафос своего имени элементами с символикой дракона (гребень на мантии, когти и глаз на волшебной палочке).

 custom_lacerta_maxi

Не бойтесь переборщить. Заплатки должны быть видными, шрамы — яркими, любимые побрякушки — заметными. Прием, который можно назвать “гиперболой”, — очень подходит миру волшебников. Особенно призыв относится к девушкам, часто боящимся себя “изуродовать”. На ролевой игре ценится отыгрыш, а не гламур. Оставьте его для балов и фотографий.

Другой простой способ отобразить в образе особенности персонажа — сделать акцент на профессии. Например, перчатки: черные для тайных сыщиков. Кожаные и огнеупорные — для драконологов. Без пальцев — для работы с безопасными волшебными травами. К поясу могут быть подвешены пузырьки — у зельевара, вредноскоп и портключ — у параноика, краткий справочник по всему — у теоретика, мешочки с травами, амулеты, etc.

Опасным местом в ролевом костюме, как было упомянуто выше, часто становятся аксессуары. Одежду подобрать стараются почти все, а про мелочи забывают. Остановимся на них подробнее.

Обувь. Тут и комментировать нечего. Как и в обычной жизни, качество обуви отвечает за половину впечатления об облике человека. Отказать кроссовкам, кроксам, явной синтетике.

У волшебника может быть разноцветная обувь, разная обувь, обувь с разной отделкой.  Если вы не рискуете носить разноцветную обувь, возьмите разноцветные шнурки и ленты, яркие пряжки и брошки. Не рискуете и выбрать разноцветные шнурки? Для начала попробуйте просто цветные.

Сумка. Она обязательно вам понадобится (или озаботьтесь карманами). Ничто на нашей памяти не портило целостность костюма больше, чем сумка, актуальная у симплексов, из материалов симплексов. Выбирайте старинное или шейте специально. Нет возможности потратиться — возьмите нейтральную основу и нашейте на нее кармашки, колокольчики, руны — что-то, соответствующее образу.

Головной убор. Крайне стильно и антуражно. Для Дурмштранга особенно хороши будут отсылки к национальным шапкам и шляпам родной страны вашего героя.

Прическа. Аккуратная прическа — важное дело. Но кто сказал, что нельзя использовать ничего, кроме банальных шпилек?

Закалывайте волосы длинными ложками, пишущими перьями, когтями дракона, ногтями красного колпака, затягивайте паучьей паутинкой и украшайте крыльями летучих мышей и заколками с шерстью мантикоры — годится все, что угодно.

Если же вы не стремитесь к излишней аккуратности и предпочитаете распущенные волосы, то вполне можно вплести в них болотную траву, волосы баньши, редкие цветы и популярные ингредиенты.

У волшебников, заметим, прически сильно отличаются от симплексовых, и если вы парень и можете позволить себе длинные волосы — это очень в тему.

Парики использовать советуем крайне осторожно: они требуют ухода, умения выбирать и носить.

Символы. Они выдают приверженность персонажа к определенной идее. Патриот может обмотаться шарфом в цветах свой страны или не вылезать из национального костюма. Целитель — носить на шее посох Асклепия. Тут тоже  можно не стесняться и, например, сделать личный знак своего учителя во всю спину:

 

Подумайте, какие яркие детали смогли бы характеризовать вашего персонажа — и смело бросайте их в бой!

Где достать костюм, кроме похода в ателье?

Конечно, самым подходящим и простым вариантом будет заказать себе правильную одежку у швеи. Хоть это и не исключает фактора творчества, но все же, довольно затратно.

Авторы сами считают Меккой ролевого прикида секонд-хенды, потому что зачастую лучшие костюмы собираются именно там за 50-100 грн из ничего, слегка переделываются, а потом  радуют больше своих дорогих аналогов. Так что если вы поклонник бюджетного и быстрого способа создания костюма, и вас не пугают долгие поиски вожделенной вещи — идите на барахолку в своем городе. Секонд хенд на Героев Труда в Харькове, Лесной секонд в Киеве, а если в вашем городе нету больших точек с комиссионной одеждой, то наверняка много магазинчиков с названиями типа “Сток из Европы” где подержанные вещи продаются на вес.

Так же несколько полезных сайтов для подбора прикида не вставая со стула:

http://www.aliexpress.com/ — хорошее место для заказа базовых вещей из Китая. Если нужны простые черные брюки, классическая рубашка или “школьная” сумка из кожзама на защелке — смело заказывайте здесь. Ассортимент тот же, что в магазинах и на рынках, но стоимость порою ниже в 2-3 раза. Главное — внимательно подбирайте размер и заказывайте заранее, товар идет около месяца.

http://www.modcloth.com/ — зарубежный магазин женской одежды и обуви под ретро. Здесь лучшие в мире юбки в стиле 50-х и много вполне волшебных аксессуаров, по типу сережек с планетами и кулонов-Камей. (Мое любимое — книжка “Как оседлать единорога”.) Выбирайте раздел Sale, он приятно радует.

http://olx.ua/ и http://aukro.ua/ . Полезность не подлежит сомнению. В рубрике Одежда/Обувь полно этнической и милитари одежды, а так же предметов типа карманных часов “Молния” на ходу.

Ролевая Каптерка (http://goo.gl/DsJhB3) — интернет-площадка для мастеров и игроков, позволяет обменять/одолжить полезные вещи. У вас наверняка завалялось множество ненужных штук, которые можно конвертировать в шляпу, или плащ, или другие примочки, или в материалы для этих самых примочек.

Если хотите поддержать отечественного производителя — прекрасно. Сейчас много молодых украинских марок творят в нужном нам стиле и направлении. Например, в этой статье — http://bit.ua/2015/06/ukraine-collection/ можно почитать о брендах, которые шьют весьма волшебно-атмосферную одежду и аксессуары, от галстуков бабочек до рубашек с этно-элементами.

Так же полно инициатив, что рады предоставить винтажную комиссионку чуть подороже секонд-цен, типа Wonderment (http://www.wonderment.com.ua/) или Goodbuyfashion — все из Украины.

И наконец, если сомневаетесь, или нуждаетесь в совете по части своего колдовского образа — пишите в личку авторам, мы с радостью поможем! (https://vk.com/id970128 или https://vk.com/saibou)

Осталось упомянуть о второй, не менее важной части:

Этика поведения

Базис этики ролевого игрока на наш взгляд состоит из одной идеи: игрок приезжает на РИ чтобы играть. Не тусоваться, не красоваться, не пить и не петь под гитару, а Играть с большой буквы. На подготовку игроки, и тем более мастера, тратят огромное количество времени, денег, нервов, крови и слез. Все ради того, чтобы создать другую реальность на несколько часов или дней. Время ролевой игры драгоценно. Рвать игровую реальность в угоду своим минутным прихотям или слабости — это глубокое неуважение к всем, кто старался ее создать. Речь идет о неигровухе, т.е. словах и действиях не относящихся к игровой реальности.

Очевидным кажется авторам абсолютная недопустимость неигровухи в ситуации, если вас больше двух. Быстро переговорить по жизни вдвоем, когда вас никто не слышит можно, если очень хочется. Так вы нарушите игру только для себя — ваш выбор. Как только к вам приближается третий, все неигровые действия должны быть немедленно прекращены. Авторы считают инициацию неигровых действий даже с одним человеком плохой идеей, потому что вы не можете знать, что творится в душе персонажа в этот момент.

Бывает, даже хорошие и олдовые игроки дают маху: позволяют себе неигровуху. Мы попробуем разобрать ситуации, в которых это происходит, и таким образом вооружить читателя против этого досадного явления.

В ткани игровой реальности есть тонкие места, среди них:

Скука. Если мир игры для игрока скучнее реальности, он переключается на реальность. Если вы заскучали, вероятно вы не все сделали для создания себе интересного персонажа или не разглядели возможностей игры. Срочно займитесь этой проблемой. Нет идей? Оглянитесь вокруг и просто поговорите с другими персонажами, ведь каждый из них — целая вселенная и наверняка не против, чтобы с ним поиграли. А к мастеру стоит обращаться, только если вы уж все перепробовали, и никак не можете побороть свою скуку.

Быт. Оказавшись у бытовой ситуации (вы вынуждены починить антураж, или приготовить еду, ответить на рабочий e-mail), заведите разговор на игровую тему. Это поможет не потерять настроение, сбиваемое неантуражным окружением. Другой вариант: впишите происходящее в игру. Назовите ноутбук колдобуком, мобильный телефон — совой (кстати, поменяйте обычный звонок на крик совы, не придется его отключать),  втыкание телефона в розетку для зарядку — ее кормлением, спам — рекламой котлов и т.д. Вообще мобильный телефон — не лучший компаньон на игре. Используйте его по возможности только для игровых процессов (отправить патронус с сообщением — смс).

Юмор. Это страшный враг : ) Вам на ум пришла пожизневая шутка? Не ломайте игру, сдержитесь. Все можно будет обсудить после игры. А если после вы об этой шутке не вспомните, возможно она того не стоила.

Искусство. Музыка, картины и прочие следы маггловской цивилизации в большинстве случаев вызывают у людей явные ассоциации из их реальной жизни и выбивают из игровой реальности. Автор, например, за долгую ролевую карьеру видел только два (!) случая, когда пение под гитару, точнее репертуар, вкладывал в мир игры, а не уменьшал его. Не рискуйте.

Рулежка. Возникает в ситуации, когда все в пылу и раже от быстро происходящих событий. Как в этой ситуации сдержаться, авторы искренне не знают.

Человеческая усталость/эмоциональные всплески. Попробуйте научиться самостоятельно отслеживать состояние своего сознания. Часто и правда нужно выйти из игры чтобы снять стресс. Главное cделать это, не тревожа игровой процесс окружающих. Если вы чувствуете дискомфорт, ЛИБО уединитесь, отдохните, поспите, выпейте успокоительного — примите меры. ЛИБО пойдите на мастерку и поделитесь своими страданиями. Не забывайте прислушиваться ко мнению окружающих: если вам говорят, что вы выглядите не очень, что вам надо поспать — сделайте это!

Желаем вам удачи, и let the magic begin!

 

Сайбо, Вильерс — в помощь мастерам РИ «Дурмштранг: Час Ворона» в рамках сотворчества : )

 

* В тексте использовались фотографии и материалы с игр по ХС, Шахматам Волшебников. Ну и WB конечно.